|
![]() Современный миропорядок сформировался в значительной степени в результате многовековой колониальной и неоколониальной политики Запада. Материальное благополучие «золотого миллиарда» строится не на собственной эффективной экономике, а на глобальной системе эксплуатации богатым Севером бедного Юга. Даже тогда, когда страны Юга ускоренно наращивают производство, оно направлено на удовлетворение не их внутренних потребностей, а потребностей всё того же «золотого миллиарда». Один из парадоксов современного развития состоит в том, что разрывы в показателях производства между странами сокращаются, а социальная поляризация в мире растёт. По данным ООН, среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых странах мира в 37 раз (!) превышают соответствующий показатель в 20 беднейших странах. За последние 40 лет этот разрыв удвоился.В ХХ веке развивающиеся страны, опираясь на поддержку СССР и других социалистических стран, пытались изменить эту тенденцию. В рамках Группы 77 (Движение неприсоединения) велась борьба за преодоление последствий колониализма и неоколониализма. Важной вехой этой борьбы стало принятие 1 мая 1974 года на Генеральной Ассамблее ООН Декларации об установлении нового международного экономического порядка. Она предусматривала восстановление эквивалентного торгового обмена в торговле Север – Юг, ограничения хищнической деятельности транснациональных корпораций и банков в развивающихся странах, расширение помощи наиболее бедным странам, списание с них накопившихся внешних долгов, предоставление преференций при доступе товаров стран Юга на рынки стран Севера и т. д. В эпоху глобализации на всех этих начинаниях был поставлен жирный крест.Однако сегодня наблюдаются определенные признаки того, что борьба за новый мировой экономический порядок (НМЭП) в интересах стран периферии мирового капитализма (ПМК) возобновляется. Одним из проявлений этой активности - создание БРИКС, а также консолидация стран ПМК в рамках Группы 20. Из всего спектра проблем, связанных с борьбой за НМЭП хотелось бы остановиться на одном вопросе, который я уже поднимал в своей статье «Репарации за колониализм». Речь идёт о том, что многие развивающиеся страны готовят свои требования странам богатого Севера возместить ущерб, нанесённый колониализмом и неоколониализмом. В первую очередь, это последствия работорговли и использования рабского труда местного населения. Развивающиеся страны прекрасно понимают, что «живыми» деньгами им репараций никогда не получить. Поэтому в качестве основной формы возможных репараций они рассматривают списание бедным странам Юга их внешней задолженности – полностью или хотя бы части. Некоторые страны ПМК находятся просто в катастрофическом положении. Например, по последним данным МВФ, внешний долг Либерии составляет 606% ВВП, Республики Конго – 155%, Зимбабве – 132% и т.д. В 2013 году возникла еще одна инициатива по предъявлению бедным Югом репарационных претензий богатому Северу. По мнению экспертов, эта инициатива имеет высокие шансы на успех. Она исходит от 14 стран - членов Карибского сообщества (CARICOM) (1). В июле 2013 года представители всех стран CARICOM в ходе встречи на острове Тринидад решили совместно добиваться компенсаций от бывших метрополий за «затянувшиеся последствия трансатлантической работорговли». 12 стран-членов CARICOM заявили, что будут добиваться компенсаций от Великобритании, 13-я (Гаити) – от Франции, а 14-я (Суринам) – от Голландии. 10 марта 2014 года Карибское сообщество приняло Программу репарационных мер в бассейне Карибского моря, состоящую из десяти пунктов. Здесь и оказание содействия в культурном и социальном развитии стран региона, и передача новых технологий для преодоления сырьевой специализациинациональных экономик. Наиболее важным является десятый пункт программы. Он предусматривает списание внешнего долга. Алгоритм действий Карибского сообщества достаточно прозрачен. Сначала подсчет ущерба. Затем обращение к правительствам Великобритании, Франции и Голландии с предложением решить проблему во внесудебном порядке. В случае отказа европейцев от такого варианта – обращение в суды европейских стран. В случае отказа от принятия исков или отказа в удовлетворении исков – обращение в Международный суд в Гааге. Тем не менее с самого начала CARICOM для получения консультаций и защиты своих интересов заключило соглашение с британской адвокатской конторой Leigh Day. По словам главы конторы Мартина Дэя (Martyn Day), члены CARICOM заинтересованы в досудебном урегулировании проблемы. Выбор Leigh Day был не случаен. В июне 2013 года адвокаты этой конторы добились решения лондонского суда о выплате 19,9 миллиона фунтов стерлингов (23,04 млн. евро) кенийцам. Речь идет о лицах, которые пострадали при подавлении Британской империей восстания племени мау-мау в 1952−1960 годах (восставшие под лозунгом «За землю и свободу» боролись против того, что англичане отбирали у них землю). Сумма компенсации, на первый взгляд, небольшая, она в три раза меньше той, которую запрашивали истцы, но важно, что создан судебный прецедент. Впрочем, как адвокаты Leigh Day, так и представители CARICOM в своих требованиях собираются апеллировать и к другим прецедентам. Самый масштабный пример компенсаций - Япония, котораядействительно выплатила большие суммы странам, возникшим на бывших оккупированных территорияхпосле Второй мировой войны. Еще один прецедент относится к совсем недавнему времени, и он упорно замалчивается. В августе 2008 года итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони нанес визит ливийскому лидеру Муаммару Каддафи и подписал итальянско-ливийское Соглашение о дружбе и сотрудничестве. Как известно, Ливия находилась под управлением Италии в 1911-1943 годах. Ливийское руководство обвиняло Рим в том, что во время оккупации тысячи ливийцев были убиты или стали беженцами, и требовало от Италии извинений и материальных компенсаций. Стоит также заметить, что Муаммар Каддафи был, пожалуй,наиболее активным и последовательным сторонником выплаты компенсаций и репараций за колониализм африканским странам. И он сумел этого добиться от Берлускони. Упомянутое соглашение предусматривало, что Италия в порядке «компенсации за оккупацию и колониализм» инвестирует 5 млрд. долл. в инфраструктуру Ливии в течение 25 лет. Однако уже через три года начались всем известные события в Ливии, и договоренности Берлускони – Каддафи были перечёркнуты. Биографы М. Каддафи отмечают, что он был убит в том числе потому, что его борьба с последствиями колониализма очень раздражала «демократический» Запад. В связи с инициативой CARICOM вспоминают еще один прецедент. В 1833 году британский парламент в связи с отменой рабства постановил выплатить английским плантаторам-рабовладельцам на островах Карибского бассейна 20 млн. фунтов стерлингов в качестве компенсации. В то время это были большие деньги, примерно 40% расходной части бюджета британского правительства. Сегодня дотошные историки вспомнили, что среди получателей компенсаций за утрату живой собственности оказались и предки Грэма Грина, и Джорджа Оруэлла, и даже нынешнего премьера Дэвида Кэмерона. Прецедент 1833 года дает странам Карибского сообщества некоторые количественные ориентиры для исчисления контрибуций. По подсчетам историка Ника Драппера (Nick Draper), тогдашняя сумма компенсаций плантаторам-рабовладельцам эквивалентна нынешним 21 млрд. долл. А вот председатель Национальной комиссии Ямайки по репарациям профессор Верена Шеферд (Verene Shepherd) считает, что современный эквивалент тогдашних компенсаций намного больше. «Великобритания при отмене рабства в 1834 году, - говорит профессор Шеферд, - заплатила британским плантаторам в странах Карибского бассейна около 20 миллионов фунтов стерлингов, что эквивалентно 200 миллиардам фунтов в пересчете на современные деньги. Однако наши предки не получили ничего. Они получили свою свободу и напутствие: “Развивайтесь самостоятельно”». Судя по заявлениям отдельных представителей CARICOM,сообщество в своих репарационных претензиях будет ориентироваться на оценку Верены Шеферд. А вот власти Гаити вспомнили о другом прецеденте времен отмены рабства. Франция признала в 1825 году независимость Гаити, однако потребовала от ее народа возмещения имущественных потерь плантаторов в размере 90 млн. франков. Островное государство выплачивало эту сумму (ее называют то контрибуцией, то репарацией) до конца 1940-х гг. Нынешние власти Гаити в рамках инициативы CARICOM хотели бы от Франции не только извинения за колониальное прошлое, но и возвращения несправедливо наложенной на Гаити контрибуции. *** Бывшие европейские метрополии прямо или завуалированно заявляют о своем нежелании платить за колониальное прошлое странам CARICOM. Как сказал верховный комиссар Великобритании на Ямайке Дэвид Фиттон (David Fitton), «дело о восстании мау-мау не должно считаться прецедентом, и британское правительство выступает против репараций за рабство. Компенсации – неверный подход к исторической проблеме». Николя Саркози, будучи президентом Франции, заявил в 2010 году, что не собирается выплачивать Гаити контрибуцию, поскольку Франция, мол, оказывала экономическую помощь Гаити после Второй мировой войны. Вопрос о возможном иске CARICOM обсуждался на заседании правительства Великобритании в конце 2013 года. Британские министры выразили опасения, что случай может стать прецедентом для претензий по разным случаям других бывших колоний британской короны. Примечательно, что на двухсотую годовщину запрещения работорговли в Великобритании в 2007 году один из лидеров консервативной партии Уильям Хэйг в своей речи, посвященной этому событию, сказал: «Продажа мужчин, женщин и детей проводилась законно от имени нашей страны в таких огромных масштабах, что она стала большим и прибыльным коммерческим предприятием». А вот оказавшись на посту главы МИД Великобритании, Хэйг стал выступать против компенсаций бывшим колониям. В официальном заявлении его ведомства в связи с требованиями CARICOM говорится, что, поскольку Британия «осуждает рабство и стремится к устранению его там, где оно все еще существует», «мы не рассматриваем репарации в качестве ответа». В заключение хотелось бы отметить, что в течение последних лет на Западе стало выходить большое количество книг, в которых доказывается, что негативное влияние колониализма и неоколониализма насоциально-экономическое развитие явно преувеличено. Некоторые авторы даже пытаются утверждать, что метрополии помогли странам Африки, Азии и Латинской Америки преодолеть их «дикость» и «отсталость», что без помощи Запада эти страны находились бы на гораздо более низком уровне развития. А всё это означает масштабную ревизию мировой истории взаимоотношений Севера и Юга.
(1) В это сообщество входят Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гранада, Гайана, Гаити, Ямайки, Монтсеррат, Санта-Люсия, Сан-Кристобаль и Ньевес, Сент-Висент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго. В совокупности площадь суши всех 14 стран – 458,5 тыс. кв. км, население – 16,7 млн. чел. (2010 г.), валовой внутренний продукт (ВВП) – 108 млрд. долл. (2012 г.). |
Источник: fondsk.ru.
![]() |
Свежие комментарии